Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности

Колонка Сергея Оробия

Сергей ОробийСергей Оробий родился и живёт в Благовещенске. Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета.
Автор монографий:
- «"Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст» (2010),
- «"Вавилонская башня" Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы» (2011),
- «Матрица современности: генезис русского романа 2000-х гг.» (2014).
Печатается в бумажных и электронных литературных журналах.

Критик в гриппе и вокруг него

14 июн 2018

Нужно было дождаться заложенного горла, слезящихся глаз, предательской слабости и ненависти ко всему окружающему, чтобы сесть за рецензию на новый роман Сальникова. Но он сам вдохновил на это, посвятив «Петровых» гриппу «и вокруг него». А Вл.Новиков когда-то учил, что сочинение об авторе должно быть выдержано в его стиле. Правда, я пишу не про «Петровых», а про «Отдел». Эта книга разделила с романом-триумфатором и достоинства, и недостатки. Точнее, превратила достоинства автора в недостатки.

Мелахноличный юмор, меланхоличные герои, меланхоличная жизнь — всё, за что автора полюбил фейсбук, в «Отделе» имеет место. Проблема в том, что эта история — из другого теста, а слеплена теми же руками. Загадочный Отдел, коллеги с волчьими билетами, жуткие должностные обязанности… всё это очень интригует, однако дочитав роман понимаешь: Сальникову лучше удаётся антураж, но не сюжет, болезненный морок, но не тайна, «маленькие люди», но не инопланетяне («какие ещё инопланетяне»? ну, прочитав, поймёте).

В истории литературы бывает так, что хорошая идея приходит в голову не тому писателю. Например, Пушкин придумал сюжет «Ревизора», но догадался подарить его Гоголю: тот сделает лучше. А Тургенев не стал ждать, украл у Гончарова идею романа и воплотил её по-своему. Жаль, что Сальников не подарил идею «Отдела» кому-нибудь другому.

Как бы то и было, автор «проснулся знаменитым»: в начале лета «Петровы» были отмечены «Нацбестом». Но тенденция такова, что премии нынче дают не книгам, а историям болезни. Нацбест’17 взяла Козлова за «F20», Букера — Николаенко за «Бобрыкина». А есть еще целый ряд книг про личную («Маленькая жизнь» и др.) и национальную («Обитель» и др.) травму (видимо, «Отдел» поставят в тот же ряд). Штампы меняются… В 90-е писали: «роман умер». В 2010-е: «роман — это история про травму». Общими усилиями жанр переведен из морга в реанимацию.

Автор: Сергей Оробий


Возврат к списку