Интернет-ресурс Lit-ra.info продаётся. Подробности

Колонка Юлии Зайцевой

Юлия ЗайцеваЮлия Зайцева, продюсер писателя Алексея Иванова, директор Продюсерского центра «Июль»

Писатель должен быть голодным?

Меня как продюсера от литературы иногда приглашают на круглые столы и дискуссии на книжные темы. Там обычно участвуют филологи, журналисты, литературные критики, руководители небольших издательств, организаторы книжных событий. Основной пафос выступлений, как правило, упаднический: сложно издавать, невозможно издаваться, нельзя прожить на авторские гонорары, страна не читает, писатели бедствуют, культура в упадке. Я всегда чувствую себя не в своей тарелке на подобных мероприятиях, потому что у меня совсем другой опыт. Писателя, с которым я работаю, издают, экранизируют, он получает приличные гонорары от книг, постановок, сценариев, экранизаций, по его творчеству пишут научные статьи и защищают диссертации, его произведения изучают в университетах. На свои процент от гонораров этого писателя я интересно работаю, путешествую по всему миру, занимаюсь скалолазанием, альпинизмом, лыжами, летаю на дельтаплане, пробую все, что мне интересно. Когда мне дают слово, я с удовольствием делюсь опытом, открыто рассказываю о цифрах и возможностях. Но моя положительная практика на этих круглых столах вызывает лишь раздражение.

Парадоксально, но чаще всего на меня набрасываются коллеги-филологи. И смысл их гневных речей всегда сводится к одной фразе: «Чтобы хорошо писать, писатель должен быть голодным». С такой очевидной глупостью всегда сложно спорить. Неловко обличать остепененных коллег в невежестве. Сложно представить, что они ни разу не были в Ясной Поляне, Абрамцево, Щелыково, Красном Роге, Карабихе, Овструге, Тарханах, Михайловском, на Большой Морской в Петербурге… Этот список по современным меркам элитной недвижимости русских классиков можно продолжать бесконечно. Невозможно поверить, что высоколобые профессионалы от литературы готовы поставить под сомнение талант владельцев: Л.Толстого, С. Аксакова, А.Островского, А.Толстого, Н.Некрасова, Ф.Тютчева, М.Лермонтова, А.Пушкина, В.Набокова…

Невозможно представить, что филологам неизвестно, что большинство классиков из золотой сотни русской литературы в жизни занимались только писательством и нигде дополнительно не работали.

Почему же тогда информация о том, что современные популярные авторы могут жить только на гонорары от своих книг и не думать ни о чем, кроме литературы, вызывает лишь нападки и раздражение у людей, описывающих современный литературный процесс?

Талант не зависит от денег – для меня это очевидно. Но если все-таки поразмышлять в кривой логике борцов за писательский голод, то результат получится тоже не в их пользу. Сытый писатель не гонит строчки, его финансовые проблемы уже решены, и он пишет только для собственного удовольствия. Сытый писатель не отвлекается на быт, он ломает голову только над творческими задачами.

Так давайте пересилим комплексы, зависть и оставим писателю право решать самому, сытым быть ему или голодным. И будем оценивать его тексты, исходя из критериев художественности, а не места жительства или величины банковского счета.

Автор: Юлия Зайцева


Возврат к списку